Методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.

Методическая работа в конечном счете призвана влиять на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развития школьников.

Под задачами методической работы мы понимаем:

— оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;

— изучение и внедрение передового педагогического опыта;

— ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;

— непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;

— включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;

— оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;

— достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.

И считаем, что главное назначение методической работы  школы — корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного процесса обучения, его постоянного развития и самосовершенствования, оказание реальной адресной помощи учителям в развитии их профессионального мастерства.

Содержание методической работы в школе  формируется на основе:

  1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
  2. Устава школы, локальных актов к Уставу ( «Положение о Методическом Совете школы», «Положение о методическом объединении учителей-предметников»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
  3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы
  4. Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы .
  5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.

 

 

Структура методической службы школы:

Педагогический совет

Методический совет

Медико-психологическая служба

Заместитель директора по УВР

Библиотечно-информационная служба

МО учителей филологии и историко-общественных дисциплин
МО учителей математики и научно — естественных дисциплин
МО учителей начальной школы, физической культуры и эстетических дисциплин
МО классных руководителей

В школе главным органом, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач, повышения профессионализма учителя, развития его индивидуальности является Педагогический совет школы.

Вопросы организации, координации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в компетенции Методического Совета школы.

Методический Совет школы — совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы школы.  Результатом его деятельности можно считать создание системы методической работы в школе, включающей в себя: предметные методические объединения, временные творческие коллективы, экспериментальные площадки. И как следствие, обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе в деле обучения, воспитания и развития ученика.

Задачей Методического Совета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Состав: администрация школы, представители методических объединений учителей предметников, актив учителей.

Функции Методического Совета определены локальным актом к Уставу школы «Положение о Методическом Совете». 

Формы организации методической работы

Каждая задача в области реализации основных целей и задач методической работы решается через использование различных форм.

Организационные формы:

1.Методические объединения — важное структурное подразделение в  методической работе  школы.

Четыре методических объединений ведут методическую работу по предмету, организовывают внеклассную деятельность уч-ся.

Одни из первых забот методических объединений:

o   повышение качества проводимых уроков;

o   помощь молодым учителям;

o   повышение методической квалификации учителей;

o   развитие творчества учителя и уч-ся.

Вся работа строится в соответствии с требованиями стратегических документов лицея, «Положением о методическом объединении учителей –предметников»

2.Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование

— системообразующий компонент всей методической работы;  занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогичской подготовки учителей.

Выбор темы по самообразованию определяется потребностью учителя школы, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями, навыками, необходимыми в педагогической деятельности, вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, а так же анализом, выводами контроля над деятельностью педагогов. Самообразование — управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

В методической копилке методического кабинета школы в помощь самообразованию учителя имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, тексты докладов, рефератов, памятки по разным вопросам педагогической деятельности.

  1. Методический кабинет школы

Цель создания: создание условий для совершенствования мастерства педагогов

Функции, которые он призван выполнять:

o   Формирование банка данных педагогического опыта лицея

o   Помощь для научной организации труда,

o   Создание  условий для оптимального доступа к любой информации

o   Оперативная методическая помощь

o   Диагностика производственных проблем

Фонд кабинета: библиотека методической, дидактической, психологической литературы; компьютерные программы;  периодические издания; материалы из Интернета; банк аналитических справок, педагогических .анализов, уроков и внеклассных мероприятий;  мониторинг качества обучения.

Дидактические формы:

1.Теоретические семинары

Цель: Повышение теоретического уровня профессиональной работы учителя

Задачи:

— ознакомление с новыми педагогическими технологиями, с новыми подходами в организации УВП

-определение проблем в работе педагогического коллектива.

Так, например, только за последние два учебных года  прошли семинары по темам:

«Личностно — ориентированный подход в обучении в условиях малой наполняемости классов»,  «Особенности организации индивидуальной, парной  и групповой работы»,  «Из опыта работы руководителей кружков  для начальной школы».

В организации семинаров принимают участие педагоги школы и руководители объединений  допобразования.

2.Методические оперативки

Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и   практической педагоги и психологии, готовности к инновационной деятельности

Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки.

Темы прошедших оперативок: «Обзор литературы по проблемам современного урока»; «Виды анализа педагогической деятельности», «Подготовка и проведение итоговой аттестации».

3.Тематические педсоветы

Проводятся с целью выработки коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в лицее.

Задачи: Определение образовательной политики лицея, объединение усилий в области повышения квалификации

4.Творческие отчеты методических объединений.

Цель: систематизация, обобщение и накопление передового педагогического опыта

Задача: представление каждым  методическим объединением методических и дидактических материалов, разработанные учителями, знакомство со своими достижениями; раскрытие методов и приемов при помощи которых достигается положительный эффект в работе учителя.

5.Диагностика, анализ затруднений в работе учителя, индивидуальные консультации

Цель: оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств.

Задача: каждый преподаватель должен уметь сам достоверно и доказательно оценивать свою учебно-воспитательную деятельность, уметь аргументировано вести разговор о степени ее эффективности, уметь оценить качества, которыми он как профессионал обладает, и что ему необходимо усовершенствовать в своей деятельности.

Проводится через анкетирование, собеседование, посещение уроков и внеклассных мероприятий, через анализ результатов контрольных, срезовых работ.

6.Мониторинг качества обучения

Цель: получение результатов о состоянии учебно-воспитательного процесса

Задача: изучение достижений ученика в уровне качества знаний, умений и навыков; умения учиться, отношения к учению.

Проводиться в системе, отраженной в плане работы лицея на каждый учебный год.

Так изучение уровня качества знаний учащихся осуществляется по итогам каждой четверти по каждому классу каждой параллели, и проводится подробный анализ результатов на педагогическом и научно-методическом советах школы.